Когда малыша можно нагружать занятиями? Интервью с врачом-неврологом медицинского центра «ЛОДЭ» Ириной Геннадьевной Шевченко. | ||
«Драмкружок, кружок по фото, это слишком много что-то…» Тема развития детей – одна из тех, которые можно причислить к вечным, обсуждаемым чуть ли не в каждой песочнице. Одни ратуют за то, чтобы малыш еще с пеленок начал изучать как можно больше. Ведь «после трех уже поздно». Другие рекомендуют не раннее, а своевременное развитие – то есть когда ребенок дозрел до восприятия какой-то информации или развития определенного навыка. А что по этому поводу думают специалисты-медики? Мы спросили у врача-невролога детского медицинского центра «ЛОДЭ» Ирины Геннадьевны Шевченко, как определить, что ребенок готов учиться, и какие условия ему нужно создать для этого. – Ирина Геннадьевна, по каким признакам родитель может определить, что его ребенок готов к обучению? – Есть несколько составляющих готовности ребенка к обучению. Так физическая готовность, как правило, определяется общим состоянием ребенка: состоянием его слуха, зрения, уравновешенностью его нервной системы, степенью развития мелкой моторики. Так если малыш нормально растет и весит для своего возраста, если он владеет ручкой и карандашом – пишет, рисует; может в течение какого-то времени сосредоточиться на выполнении упражнений, требующих внимательности, родители могут заключить, что их сын или дочь физически готовы учиться. Но также родители должны отмечать и признаки интеллектуальной готовности ребенка, такие как достаточный словарный запас и соответствующий уровень развития мышления, кругозор. Малыш должен быть способен описывать предметы и явления, запоминать и воспроизводить информацию, которую ему подают. Также не стоит забывать о социальной готовности – то есть умении ребенка общаться со сверстниками и со взрослыми. И об эмоционально-волевой готовности малыша к обучению: он должен хотеть учиться, уметь выделять цель и достигать ее. И конечно ребенок должен иметь возможность выдерживать школьный режим и обходиться без посторонней помощи. Желательно, чтобы ребенок в 6-7 лет умел:
– Насколько при обучении ребенка важна поза, в которой он сидит? – От неправильной посадки ребенка страдает не только осанка, но и зрение. Ребенок должен сидеть таким образом, чтобы его ступни находились на полу. Высоту стула нужно подобрать так, чтобы колени ребенка были согнуты на 90 градусов, а угол сгибания в тазобедренном суставе также составлял 90 градусов. Спина малыша должна быть прямой. Поверхность стола при этом располагается на уровне локтей. Плечи ребенка не должны напрягаться. Следует правильно поставить стул – он должен заходить за крышку стола на 2-4 см. Также удобно расположите источник света для ребенка. Желательно, чтобы наклон столешницы мог регулироваться. При этом контроль соответствия мебели росту ребенка проводите дважды в год. – Сколько времени можно заниматься малышу? Младшим школьникам разрешено заниматься по 20-25 минут без перерыва, старшим – до часа, затем нужна передышка и отдых. – Какие условия (освещение, влажность воздуха) должны быть созданы для ребенка, когда он занимается? – Помещение, где занимается ребенок, необходимо регулярно проветривать. Также желательно, чтобы в комнате был увлажнитель. – Как полагаете, должно ли отличаться обучение мальчиков и девочек? – Во-первых, в нашем обществе нет четкого разделения профессий на мужские и женские, и поэтому нет смысла разделять детей в школах. Во-вторых, доказано, что результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей, а не сверстников. И в-третьих, при совместном обучении дети все же лучше вырабатывают стереотипы межполовых отношений. Тем более что родителям заниматься этой проблемой зачастую некогда – ведь большую часть времени они проводят на работе. – В каком соотношении должны чередоваться подвижные игры и задания, требующие сосредоточенности, при обучении малыша? – Особое внимание следует уделять подвижным играм и прогулкам, продолжительность которых должна составлять не менее 3-3,5 часов в день у младших школьников и 2,5 часов – у старших. При этом нужно стараться придерживаться режима дня. Помните, что продолжительность ночного сна у младших школьников должна быть не менее 9-10 часов. Первоклашкам рекомендуется также дневной сон. Самочувствие и настроение детей напрямую зависят от того, как они питаются. Избегайте длительных перерывов в приеме пищи, иначе пострадает успеваемость и нервная система ребенка. Желательно, чтобы малыш питался с перерывом не более 3,5 часов, и перекусывал между основными приемами пищи. – Есть мнение, что самое нужное в детском возрасте – это три вещи: сон, прогулки на свежем воздухе и правильное питание, а развитие может подождать. Так ли это? – Четких инструкций и рекомендаций по поводу необходимости дошкольного образования и раннего развития не существует. Это зависит от возможностей организма ребенка справиться с повышенным и преждевременными нагрузками. Здесь чаще действует принцип «не попробуешь – не узнаешь». Обычно детям рекомендуется посещать не более двух кружков в неделю – для эстетического и физического развития. Например: плавание и рисование, танцы и иностранный язык и т.д. – Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием? Как определить необходимую нагрузку для ребенка? Если вы решили дополнительно нагрузить своего малыша и оценить степень его возможностей, четко прослеживайте состояние его здоровья. Так признаками неврозов являются:
И конечно при первых же признаках перегрузок нужно обратиться к врачу или детскому психологу, который поможет разобраться в ситуации и сделать правильный выбор. Записаться на консультацию к детскому врачу-неврологу можно по телефонам: 111, Подробнее об услугах медицинского центра «ЛОДЭ» Медицинский центр «ЛОДЭ» ценит мнение своих клиентов При обращении в компанию сообщите, пожалуйста, | ||